Теории валютного ценообразования
Паритет покупательной силы
Purchasing Power Parity
По теории паритета покупательной
силы (ППС) цена товара в одной стране
должна быть равной цене такого же товара в другой стране в
пересчете на курс валюты, т.е. должен выполняться закон единой
цены. Известны две версии теории ППС – абсолютная и относительная.
Согласно абсолютной версии, обменный курс определяется просто
соотношением общего уровня цен двух стран, который представляет
собой средневзвешенное значение цены всех товаров, произведенных
в стране. Эта версия применима для случая, когда есть возможность
выделить две страны, производящих и потребляющих одинаковые
товары. Помимо этого, при абсолютной версии не учитываются
транспортные расходы и расходы на преодоление торговых барьеров.
В действительности, транспортные расходы обычно довольно значительны
и не одинаковы в разных странах. Торговые барьеры пока еще
благополучно существуют и являются иногда очевидными, а иногда
и скрытыми и существенно влияют на стоимость и распространение
товаров. Наконец, при этой версии не учитывается важность
торговых марок. Например, автомобиль приобретают, ориентируясь
не только на его самую низкую стоимость из всех машин одинакового
класса, но учитывая также и название фирмы-производителя («You
are what you drive» – «Скажи мне, на чем ты ездишь, и я скажу,
кто ты»).
Согласно относительной версии ППС, изменение
обменного курса в процентах в течение определенного базового
периода должно быть равным разнице между изменениями в процентах
уровня цен в данной стране и за рубежом. Относительная версия
ППС также не свободна от недостатков, как-то:
(1) сложность или неоднозначность определения
базового периода,
(2) как и при абсолютной версии, не учитываются
торговые ограничения,
(3) усреднение цен при расчетах их индексов
и наличие разных товаров в индексах затрудняют их сравнение,
а в долгосрочной перспективе соотношения внутренних цен данной
страны могут меняться, вызывая отклонение обменного курса
от того, который определен по относительному ППС.
Наконец, обменный курс на рынке спотов меняется
независимо от отношения внутренних и зарубежных цен, будучи
подверженным влиянию финансовых условий и других факторов,
не имеющих отношения к товарному рынку.
Теории валютного ценообразования
|