Валютное правление зародилось в Британской империи
в XIX веке. После Второй мировой войны большинство новообразованных государств
решило сменить валютные правления на институты центрального банка. Однако
в 1990-х годах валютное правление вернулось «из глубины веков» и стало
денежной властью развивающихся стран и государств с переходной экономикой.
До 2002 года в разных странах мира действовало около десятка валютных
правлений.
Что вообще такое валютное правление? Валютное управление
представляет собой учреждение, эмитирующее банкноты и монеты, которые
свободно конвертируются по фиксированному курсу в иностранную валюту или
другой резервный актив.
Современное валютное правление в значительной мере отличается
от своей классической модели, и потому на свет появились такие термины,
как «квазивалютное правление», «модифицированное валютное правление» и
«неортодоксальное валютное правление». В отечественной прессе его нередко
называют еще «валютным советом», «валютным комитетом» или «валютной палатой».
Ранние валютные правления ничем другим, кроме трансформации
валюты метрополии (чаще всего фунта стерлингов) в местные деньги, не занимались.
В современном мире функции валютного правления существенно
расширились. Изменился политический и экономический ландшафт. Страны,
использующие в настоящее время валютное правление, больше не являются
колониями и сами обеспечивают стабильность национального банковского сектора,
платежной системы и международного потока капитала (табл. 1).
Реагируя на изменения в окружающей среде, современные
валютные правления больше походят на центральные банки, нежели на своих
предшественников. Скорее, денежные власти развивающихся стран не столько
отказались от института центральногo банка, сколько переняли у валютного
правления форму эмиссии и денежного обращения. С классической точки
зрения, валютное правление проводит только одну операцию: конвертирует
внутренние деньги в резервную валюту по заранее оговоренному обменному
курсу. Однако современные валютные правления расширили круг операций.
Теперь в него, помимо конверсионных сделок, входят регулирование ликвидности
и кредитование банковского сектора.
Конверсионные операции
Все валютные правления имеют обязательства по выкупу
своих пассивов, которые включают не только наличные деньги, но и резервы
банков. Последние входят в обязательства правлений по причине стратегической
важности межбанковского рынка и платежной системы для стабильности валютной
системы. В отличие от пассивных операций, активные операции в разных
странах различны. Далеко не все правления имеют четкое обязательство
покупать резервную валюту по официальному курсу.
К примеру, в Аргентине центральный банк еще совсем
недавно мог приобретать иностранную валюту по рыночному, а не официальному
курсу. В Эстонии денежная база полностью обеспечивается резервами, однако
неизвестно, по какому курсу должна проводиться эмиссия. Валютные правления
этих двух стран легально действуют в условиях двойного обменного курса.
В Гонконге наличные деньги продаются и покупаются по официальному курсу,
тогда как банковские резервы выкупаются по фиксированному курсу, а приобретаются
по рыночной цене. В Болгарии Национальный банк также придерживается
асимметричных курсов: якорная валюта продается по официальному курсу,
а покупается с дисконтом в 0.5%. Другим интересным аспектом конверсионных
операций является спектр контрагентов валютного правления. Традиционно
правления заключают сделки только с банками-резидентами. Иными словами,
официальный валютный курс существует только для межбанковского рынка,
а на розничном рынке валютный курс определяется рыночным путем.
Регулирование ликвидности
Цель регулирования ликвидности состоит в обеспечении
эффективного функционирования межбанковского денежного рынка и предотвращении
сбоев платежной системы. Регулирование ликвидности представляет собой
своеобразное продолжение конверсионных операций валютных правлений.
Корректировку объема ликвидных средств, находящихся в распоряжении банковского
сектора, денежные власти могут проводить за счет интервенций на валютном
рынке. Если денежный рынок более развит по сравнению с валютным, то
операции по регулированию ликвидности переносятся на него. Однако сохранение
принципа 100%-ного обеспечения денежной эмиссии является обязательным.
К каким инструментам прибегают валютные правления для
манипулирования банковской ликвидностью?
В Аргентине и Литве денежные власти предоставляют суточные
кредиты, а Гонконге – внутридневные ссуды. Во всех этих случаях коммерческие
банки в качестве залога должны предоставить правлению некоторое обеспечение.
Обычно роль обеспечения выполняют ценные бумаги с номиналом в якорной
валюте. Чтобы банки не испытывали дефицита таких бумаг, нередко валютные
правления специально выпускают для них валютные долговые обязательства.
Для регулирования ликвидности также активно используются резервные требования.
В Эстонии, наряду с операциями рефинансирования, резервные требования
играют основную роль в денежно-кредитной политике. С 1 июля 2001 г.
эстонские банки могут самостоятельно размещать половину резервных требований
в высоколиквидные иностранные облигации. Часто резервные требования
заменяются на требования к ликвидности коммерческого банка. Например,
валютные правления могут ввести норму, по которой наличная компонента
резервных требований должна составлять 20% от объема резервов.
Инструментов регулирования ликвидности, к которым обращаются
валютные правления, достаточно много. Выбор конкретных инструментов
в конечном счете зависит от структурных характеристик национальной финансовой
системы. Предпочтение отдается обычно эффективности межбанковского денежного
рынка, особенностям платежной системы и волатильности ликвидной позиции
банковского сектора.
Кредитор последней инстанции
Функция кредитора последней инстанции является краеугольным
камнем дебатов о валютном правлении. Современные правления могут выполнять
функцию кредитора. Однако так было далеко не всегда. Во времена первых
валютных правлений банковская система была слабой, и ее кризисы зачастую
никак не отражались на реальном секторе экономики. Отсутствие какого-либо
влияния банков на экономику объясняло низкий интерес денежных властей
к обеспечению банковской стабильности. В современной финансовой системе,
в центре которой находится валютное правление, ситуация совершенно иная.
Благодаря денежному мультипликатору банки являются
главными «создателями» денег. Их банкротство неизбежно ведет к лавинообразному
росту предложения платежных средств. Чтобы избежать коллапса денежной
системы, валютное правление вынуждено вовремя поддерживать банковскую
систему на плаву, обеспечивая ее стабилизационными кредитами.
Так, к примеру, в Гонконге, Аргентине и Болгарии валютным
правлениям разрешено выдавать кредиты при наличии избытка иностранных
резервов.
Будущее валютных правлений
Одно из наиболее известных в мире валютных правлений
– аргентинское – закончило свое существование в январе 2002 г. в результате
кризиса. Если говорить о будущем других валютных правлений, то большинство
их них в скором времени также прекратит свое существование. Так, денежные
власти Эстонии, Литвы и Болгарии уже официально объявили о своем намерении
вступить в зону евро. Однако валютам стран Восточной Европы уготовано
еще долгое будущее. Изъятие национальных валют из денежного обращения
станет актуальным только после того, как страны обретут статус полноправного
члена европейского сообщества и в течение двух лет после этого докажут
свою экономическую стабильность перед другими государствами-членами
ЕС. Лишь тогда у кандидатов появится возможность получить право на использование
единой европейской валюты. Например, замену эстонской кроны евровалютой
денежные власти страны планируют в 2006-2007 годах. В Литве в феврале
этого года, в преддверии вступления в Еврозону, евро сменил доллар в
качестве якорной валюты. Глава Болгарского Национального банка в 1999
г. объявил о том, что решение о переходе страны на общеевропейскую валюту
принято окончательно.
Центральный банк Боснии и Герцеговины еще не декларировал
намерение сменить свою марку на евро. Однако в Европейском центральном
банке не сомневаются: когда географические соседи страны войдут в Еврозону,
Босния-Герцеговина неизбежно последует за ними. Будущее валютного правления
Гонконга также нетрудно предугадать. Недалеко то время, когда введение
полной конвертируемости китайского юаня и обретение им стабильного статуса
сделают гонконгский доллар «лишним». В результате с карты мира исчезнут
все экономически весомые валютные правления. Они останутся разве что
в мелких островных государствах.
Андрей Елисеев