Статьи о Форекс
Есть ли перспективы у товарных бирж?
Как известно, в странах с рыночной экономикой отсутствуют
специальные государственные органы планирования, ценообразования и снабжения.
Эти функции и роль арбитра в таких странах выполняют биржи, на которых
концентрируется некоторая часть покупателей и продавцов, торгующих, как
правило, не наличным товаром, а стандартными фьючерсными и опционными
контрактами на его поставку. Результаты этих сделок непосредственно влияют
на рынок, являясь существенным индикатором уровня цен. И продавцам, и
покупателям выгодна такая торговля: уменьшается риск изменения цен в будущем,
сокращается разница цен производителей в настоящем – словом, упрощается
механизм ценообразования и повышается ликвидность товарного рынка.
Легально или нелегально?
В нашей стране, к сожалению, товарные биржи не получили
достаточного распространения, и на большей части биржевых торгов осуществляются
только конверсионные операции и сделки по купле-продаже ценных бумаг.
Хотя сразу после создания 4 апреля 1990 г. первой товарно-сырьевой биржи
в России наблюдался настоящий бум – за год было зарегистрировано около
800 бирж. Если оценивать с точки зрения общепринятых стандартов, то большинство
из новых бирж представляли собой обычные посреднические конторы – нечто
среднее между ярмаркой, оптовым торговым домом и собственно биржей. Начиная
с 1993 года, произошло резкое падение деловой активности, снижение оборотов
на биржах, а потом большинство из них закрылись. По данным Госкомстата
РФ, к началу 1995 г. в России насчитывалось 160 бирж, к концу следующего
года – 78. Сегодня реально функционирующих бирж не более полусотни. Конечно
же, негативную роль сыграл кризис 1998 года, но явное нежелание производителя
торговать реальными товарами по фьючерсным контрактам чаще всего объясняется
другими причинами:
– вероятностью возможных задержек в производстве, отгрузке
и пути, опасениями относительно стандартности товара;
– желанием контрагентов получать оплату не в той форме, которая предусмотрена
расчетной палатой биржи;
– жёсткостью национального финансового климата и, как следствие, стремлением
работать только с постоянным и проверенным партнёром.
В нашей стране биржевые инструменты практически не используются
для хеджирования. Отечественные промышленники не умеют и не привыкли учитывать
риски и управлять ими. Практически для всех из них, особенно для сырьевых
монополистов, ценовые риски по-прежнему – проблема далекого порядка, поскольку
они всегда имеют возможность регулировать маржу прибыли нерыночными методами:
лоббированием, невыплатой зарплат, пошлинами, трансфертами, взаимозачетами
и прочими суррогатами.
Поэтому они и занимаются собственным банковским бизнесом:
им нужна своя клиринговая система для работы с двумя валютами и двумя
типами потоков денег – легальным и нелегальным.
Пусть оценит рынок
А между тем, введя механизм биржевой торговли товарами,
государство может решить ряд серьезных задач. Так, МНС интересует определение
объективной цены, на базе которой можно собирать налоги с оборота. МАП
обеспокоено ослаблением конкуренции, а МВД – разгулом преступности и отмыванием
денег.
Да и сами производители и потребители выиграют из-за
снижения расходов на посредников, а банки и другие финансово-кредитные
институты будут успешнее оценивать инвестиционные проекты и технико-экономические
обоснования для выдачи средств.
Однако подобное развитие событий мало кого интересует.
И именно из-за того, что исчезнет возможность собственной оценки продукции
для уплаты налогов или получения кредитов и инвестиций. Не секрет, что
крупные компании для уменьшения налогооблагаемой базы намеренно занижают
внутрикорпоративные цены (цены, по которым продукция реализуется аффилированным
посредникам или дочерним организациям, нередко еще и зарегистрированным
в оффшорных зонах). В результате федеральный и местные бюджеты получают
с одних только нефтедобывающих компаний в полтора-два раза меньше, чем
это могло быть при честной конкуренции на внутреннем рынке. Решить данную
проблему можно достаточно просто: обязать продавать часть товарной массы
через биржи и платить налоги с цен, установленных в результате торгов.
Оставшийся товар компании свободны продавать по любой цене. Аналогично
и при оценке инвестиционных и кредитных проектов будет достаточно сравнить
цены клиентов с биржевыми котировками – и сразу станет понятно, насколько
эффективно используются средства.
Таким образом, механизм биржевой торговли позволяет государству
решать задачи регулирования ценообразования, сбалансированности спроса
и предложения, а непосредственным поставщикам и потребителям дает возможность
страховать (хеджировать) риски колебания цен на товары, а также снижать
затраты на посредников...
Но кто у нас выступит против «серых» схем? Готова ли
Россия к введению института товарных бирж?
Сергей Чадин
|