Статьи о Форекс
Форекс по-русски: накануне перемен
В начале ноября Президент Путин внес в Государственную
Думу законопроект об игорном бизнесе, который может существенным образом
изменить ситуацию в российском сегменте рынка Форекс. В настоящий момент,
компании и банки, предлагающие услуги по совершению сделок с мировыми
валютами, работают по четырем основным схемам. Во-первых, это т.н. букмекерская
схема (Форекс-клуб, Юмис, Е-капитал и др.), по которой клиент не совершает
сделки, а делает через Интернет ставки в букмекерской компании на курсы
валют. По информации газеты Ведомости (от 23 октября 2006 года) подобная
схема будет полностью запрещена. "Согласно президентскому законопроекту,
деятельность по организации азартных игр может осуществляться "+""
исключительно на территории игровых зон (каковых предусмотрено создать
в России всего четыре), а организация азартных игр "с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а
также средств связи "+" запрещена".
Т.о. компаниям-букмекерам, работающим на Форексе совсем
скоро прийдеться перемещаться в эти самые игровые зоны . Однако трудно
представить, что тысячи клиентов этих дилинговых центров, которые привыкли
торговать валютами через Интернет, поедут в Подмосковье, Калининградскую
и Новосибирскую область дабы открыть или закрыть позицию по паре евро/доллар
или фунт/франк. Скорее всего, организации с букмекерской схемой работы
будут вынуждены перестать принимать средства от российских клиентов в
рублях и предложить им на выбор: оффшорную схему, когда клиент посылает
средства на зарубежные счета компании (что резко сократит клиентскую базу),
либо работу через российский банк, имеющий валютную лицензию. Четвертым
легальным вариантом работы на Форексе в России остается совершение срочных
внебиржевых сделок (Калита-Финанс, Оптима-Финанс). Именно эта схема работы
выглядит наиболее перспективной с точки зрения мировой практики.
Если обратиться к опыту регулирования операций на международном
валютном рынке то, например, в США внебиржевые сделки на разницу курсов
валют (акций, индексов и т.д.), попадают под действие закона под названием
Commodity Exchange Act (похоже на наш "Закон о товарных биржах и
биржевой торговли") и классифицируются как "off-exchange foreign
currency futures contracts" (внебиржевые фьючерсные, т.е. срочные
контракты на иностранные валюты). Можно предположить, что и Россия пойдет
в плане регулирования подобных финансовых операций по мировому пути. По
крайней мере, в настоящий момент Федеральная служба по финансовым рынкам
при правительстве РФ активно работает над поправками к законопроекту об
игорном бизнесе, чтобы срочный рынок не попал под действие данного закона.
По словам зам.руководителя ФСФР Владислава Стрельцова, его служба "активно
работает с законодателями ..и для всех очевидно, что срочный рынок+ не
может быть приравнен к рулетке и прочим азартным играм".
Какие еще шаги (помимо определения и законодательного закрепления правовой
природы сделок на Форексе) могло бы предпринять государство в лице ФСФР
для создания прозрачного и легального рынка Форекса в России?
По моему мнению, необходимо совместно с Федеральной налоговой
службой разработать поправки к законопроектам определяющим статус участников
данного рынка (как юридических лиц, так и физических) в вопросах налогообложения
(налоговые агенты, подоходный налог со сделок и т.д.).
Важно разработать также положения о требованиях к финансовому
состоянию проф. участников (уставному капиталу, собственным средствам
и т.п.) , формам отчетности перед регулирующими органами (ФСФР), саморегулируемым
организациям проф. участников, раскрытию информации и мерах по снижению
(предупреждению) специфических рисков, свойственных данному сегменту фин.
рынка, корректности рекламы данных услуг в России.
Нужно также создать положения о сертификации программных
продуктов, посредством которых осуществляются сделки на разницу (курсов
валют, акций, индексов и т.д.), лицензировании специалистов компаний предоставляющих
услуги в данном сегменте фин. рынков (дилеров, брокеров и т.д.)
И, наконец, разработать требования к финансовым взаиморасчетам
между участниками данного рынка по сделкам на разницу, маржинальному кредитованию,
сегрегированным счетам проф. участников и т.д.
Все вышеперечисленное, помогло бы защитить российских
клиентов дилинговых центров, а также сделать этот рынок более цивилизованным
и прозрачным.
А. Кузнецов
|